пятница, 30 января 2015 г.

Кавказ 2014: Еще выше!

Кавказ 2014: Еще выше!



ОТЧЁТ
о велопоходе IV-й категории сложности
по Центральному Кавказу, совершённому группой туристов
волгоградского велоклуба «Орион», г. Волгограда

Маршрут похода: Владикавказ - Фиагдон - пер. Куртатинский (3150м) - Закинское ущелье - Бурон - Садон - пер. Саваравцаг (2500м) - Мацута - пер. Ваза-Хох - пер. Боровцек (3200м) - р. Хазнидон - Ташлы-Тала - Нальчик - Баксан - Пятигорск - Кисловодск

Сроки похода: 8 - 14 июня 2014 (7 дней)
Полный трек похода: трек похода на GPSies.com
Контакты для связи с автором: Вконтакте



Протяжённость маршрута - 450 км 

Дороги с асфальтовым покрытием - 258 км

Каменистые горные дороги и тропы - 192 км

Общий набор высот - 9147 м

Общее ходовое время - 40ч







День 1

Сборы как всегда начались в последний момент, пришлось не спать 2 ночи подряд в этот раз, хотя казалось бы едем всего на недельку и просто покататься....

Прямых рейсов во Владикавказ из Волгограда к сожалению нет, поэтому приходится ехать туда с пересадкой в Тихорецке. Не очень удобно это, дважды велосипеды по вагонам таскать, зато за те 3 часа между поездами мы спокойно успели на улице на газончике раскидать общественное снаряжение.

Ещё при покупке билетов Тихорецк-Владикавказ мы обратили внимание на отсутствие плацкартных вагонов в поезде, поэтому даже купили билет по 2 человека в одно купе, с расчётом в случае чего уж 2 велосипеда на 3ю полку мы запихнём, однако купейные вагоны оказались повышенной комфортности, у которых вообще нет 3й полки! Пришлось тащить велосипеды в тамбур и там оставлять их на ночь. Благо проводница особо не ругалась и денег брать за них не стала.

В этом поезде началось наше общение с местным населением: с нами в купе ехало 2 осетина, которые сразу взяли нас в оборот. Долго мы вшестером сидели и общались, выспаться перед первым ходовым днём было не суждено. Санёк открыл своё тактическое оружие за знакомство...


Высадились во Владикавказе около 9 утра, быстро собрались и сразу двинулись по маршруту, в сторону Фиагдона. Ветра не было, асфальт идеальный, подъём начался только после Дзуарикау, и тот плавный, так что ехалось замечательно. В обед были в Фиагдоне. Нашли кафе и заказали 5 осетинских пирогов, 2 планировалось съесть сразу и 3 оставить на ужин.





Да, по еде особо не заморачивались, так как знали что почти каждый день у нас хоть какой то магазин будет и закупаться планировалось по обстоятельствам. Кое какой резерв конечно же был.

Пока мы ждали приготовления пирогов около кафе, к нам подошли полицейские. Сначала просто распрашивали кто, откуда, сколько стоит велик и т.д. Но затем попросили пройти с ними к ним в участок типа просто для регистрации и проверки личности.



Тут надо сделать отступление - в этом году в мае наша группа уже ходила по Осетии и их дважды останавливали таким же образом, и проверка затем длилась 1,5-2 часа, а это очень сильно ломает график похода.

Поэтому мы сразу стали открещиваться от их "заботы", в итоге после получасовой беседы (в это время мы ждали когда приготовятся наши пироги) мы всё таки договорились, что к ним с паспортами пойдёт только один Никита, а мы продолжили заниматься своими делами (закупкой и едой). К счастью Никиту отпустили практически сразу как и обещали. В этот раз всё обошлось без потери времени для нас.

На этом обеде, как в общем и почти на всех остальных мы потратили почти 2 часа (жутко много, но быстрее никак не получалось). Зато восстановили силы, после резкого утреннего старта, и двинулись вперёд к нашему первому перевалу, предварительно получив наши пропуска на погранзаставе Фиагдона (2 минуты потратили, даже в Теберде в прошлом году дольше были).

После погранпоста, который находился в паре километров от Фиагдона, закончился асфальт и начались серьёзные уклоны. По мере нашего продвижения стало очевидно, что намеченный план мы не выполним, вставали на стоянку в самом конце пологой части, на реке Фиагдон прямо рядом с нарзаном. Высота была около 2400, а перевал 3300, так что готовились на следующий день серьёзно нагонять график.















День 2


Ночь была очень жаркой, для такой высоты, и с учётом что вечером прошёл дождь. Все на утро рассказывали кто когда и как вылазил из спальника от жары, а Антоха вообще вылез из палатки за водой.




Подъём как обычно в 5:30. В августе в это время ещё темно, и только только начинает брезжить рассвет, но в июне в это время солнце уже довольно высоко, поэтому рассветов в нашем походе мы не наблюдали. Зато практически с самого пробуждения на улице уже стояла тёплая погода (для гор).



В первый день мы доехали до окончания дороги, по которой можно передвигаться на велосипеде, так что с самого утра цепляем к рюкзакам лямки и пояса, и идём к броду через Фиагдон. Наши опасения по поводу полноводности оказались неоправданными, так что верёвка не понадобилась. Воды было по колено, или чуть выше.



Антону не понравилось место, где уже 3 человека успешно пересекло реку, и он решил отправиться вверх по течению, и найти что то получше, наивный.



В итоге он возвращается, всё таки переходит в этом же месте, кидается переобуваться, и тут вдруг не находит своих ботинок, которые он ненадёжно закрепил на бауле на время брода. В итоге опять бродит на ту сторону, и ходит по берегу в поисках ботинок. К счастью, находит их (повезло что не в реку упали). Теряем на этом всём минут 30 и начинаем подъём по заброшенному серпантину, некогда проложенным во время строительства ЛЭП.



По поводу выбранного маршрута тоже стоит сказать - есть 2 пути на перевал, один из них короткий и соответственно очень крутой (по словам погранца там ещё и сыпуха сильная), но мы пошли по более длинному, но более простому. Сыпухи практически не было, а от брода ещё долгое время поднимается серпантин, по которому очень удобно и просто катить вел.


















В какой то момент по каким то обстоятельствам мы разделились - Санёк пошёл по более рациональному по его мнению пути, мы по более рациональному по нашему мнению.



В итоге Санёк намного раньше нас начал идти по снежнику, но более полого, а мы пошли напрямик по большому уклону, но с меньшим количеством снега. Но, не знаю каким чудом, Санёк успел нас обойти по огромной дуге, пообщаться с богами, ещё и спутился нам помочь, что бы совсем уж уничтожить наше самолюбие мол чё тут прохлаждаетесь, я вас заколебался там ждать.


Собственно это был конец крутого участка, и мы вышли на плато, практически на высоте перевала. Со стороны перевала дул очень не шуточный ветер, и зная, что на самом перевале будет ещё хуже, мы решили вставать на обед прямо вот здесь, ибо время уже 14 часов, и фиг знает, когда будет возможность после перевала остановиться.





Пообедав вышли к перевалу, но ветер был настолько сильный, что задерживаться там не стали, лишь несколько фоток на память, и прочли перевальную записку от группы пеших туристов (свою закладывать не стали, и эту оставили).







Про спуск нужно упомянуть отдельно это был самый лучший спуск, который можно себе представить. Сразу же после перевала начинался широченный в довольно хорошем состоянии серпантин! Мы сразу же кинули баулы на багажники и практически весь спуск ехали в седле.





Спустились к разрушенной фамильной крепости в Заккинском ущелье, откуда уже шла шикарная грунтовка. Сразу же подъехали погранцы, мы показали пропуска и двинулись вниз по ущелью к Рокскому ущелью.



Надо сказать, что мы до конца не были уверены, что нас вообще пропустят на погранзаставе перед Рокским тунелем, готовились что нас могут развернуть, и пришлось бы той же дорогой возвращаться назад, но обошлось, и мы едем дальше в сторону Бурона. Сразу после этого поста уже идёт асфальт.

По дороге нас один раз останавливает кто то в непонятной форме, кому то позвонил, что то уточнил и отпустил нас дальше.

Ещё через пару км мы подъезжаем к таможне. Таможенники проверяют по своей базе, что мы проходим границу в первый раз и не могут понять как мы тут оказались. Мы уже привычно объясняем, что едем не из Южной Осетии, а из Фиагдона, через перевал, и границу мы не пересекали.

Довольно много времени теряем там. После таможенников меня ещё попросил пограничник пройти с ним и рассказать кто мы, откуда и куда едем, и как тут оказались.

В общем в этот день на общение с пограничниками и таможенниками мы потратили более 2х часов времени, поэтому по светлому успеваем доехать только до Бурона, делаем там закупку и через 1 км после посёлка находим шикарное место для стоянки в хвойном лесу, рядом с чистым ручьём.







День 3

Всю ночь лил дождь, и утром пока готовили завтрак и ели он не прекращался. Мне уже было показалось, что солнечная часть нашего похода закончилась. Но когда выехали, то дождь прекратился, а ещё через некоторое время и тучи рассеялись.



Первым делом заехали с утра в магазин (назывался он "Эдем", ассортимент вполне годный для закупки на пару дней), который находится практически перед Садонским ущельем, если ехать со стороны Бурона, закупились, солнце уже вышло, можно было раздеться, ибо через 500 метров начинается подъём по Садонскому ущелью к Верхнему Згиду на перевал Саваравцаг (2500 м).

На этом перевале я уже бывал, поэтому прекрасно представлял что нас ждёт, и уже знал где надо бы пообедать. Однако ещё около Садона у Никиты начала клинить педаль, и он с Антохой остаются её чинить, а мы, зная что скоро будет речка, в которой можно хорошо искупаться, движемся дальше через Садон до начала серпантина. Река там довольно тёплая (для гор), а с учётом солнечной погоды наплескались вдоволь.

Но Никиты с Антоном не было слишком долго (где то 40 минут ремонтировались), и я начал обследовать окрестности. И надо же! нахожу заваленный вход в какую то пещеру, на месте, где из камней бьёт что то типа родника. На самом деле это просто стекающий из этой пещеры ручеёк, а пещера не что иное как заброшенная штольня.

Немного по ней прошлись, дошли до развилки и решили что времени у нас нет дальше углубляться, до обеда ещё далеко, а времени уже много.



Далее идёт широченный серпантин отличного грейдера. Я назвал этот подъём, как идеальный для велотуризма. Уклон что то порядка 10%, иногда чуть больше. На 1-1 едется практически без усилий - так потихоньку потихоньку и к 14 часам забираемся с 1100 м на 2500, и у речки делаем обед.



После обеда ещё 4 км идёт практически без набора, но дорога резко ухуджается, становится много грязи, сама дорога уже, колеи появляются, в общем мини туристический триал. 

После чего идёт примерно такой же спуск, но добавляются броды через речки, которые текут поперёк дороги. С этой стороны дорога на перевал не используется (хотя поговаривают, что в скором времени восстановят), поэтому спуск вызывает определённые трудности. Где то на спуске пробиваю камнем (!!) переднюю покрышку, приходится бортироваться в грязи, и делаю вывод что дабл дэфенс нужно и на перёд тоже ставить.








Перед Камунтой отмываем в речке велики, смазываемся и едем дальше. От Камунты уже начинается шикарный грейдер, скорость местами за 60 без подкручивания, но вскоре спуск более пологий начинается, и едем через множество посёлков к Мацуте, где закупаемся на двое суток, ведь впереди опять трёхтысячник и опять много пешки.

Становимся на ночевку прямо перед началом серпантина к Уаза-Хоху на небольшой речушке притоке Уруха. Высота вновь 1100 м.

День 4

На сегодня стоит задача взять перевалы Уаза-Хох и Боровцек. Это можно считать как один затянутый перевал, так как они идут друг за другом: поднимаешься на Уаза-Хох на высоту 3000, затем спуск до 2950 и вновь подъём на Боровцек 3300 метров над уровнем моря.

С утра светит солнце, сразу начинаем движение по серпантину вверх, да и вообще весь подъём к Уаза-Хоху постоянно вверх вверх вверх. Стоит так же отметить, что средний уклон заметно круче, чем на том же Саваравцаге, так что подъём даётся очень тяжело, к тому же стоит жара, а ручейков и речек практически нет и многие участки ребята идут пешком. Я, как противник пешего передвижения, пока есть дорога, не без усилий еду на 1-1.





Перед очередным серпантином упираемся в какую то восстановленную крепость. Там кипит работа, камазы шныряют туда сюда, но вскоре мы доезжаем до развилки, нам налево, где дорога становится значительно хуже. Там нам наконец попадается речка - купаемся, затариваемся водой и едем дальше.

Собственно дорога, по которой можно ехать идёт до высоты 2400-2500, где расположен кош, далее ещё продолжается сильно заросшая дорога, которая приводит нас к штольне геологоразведовательной (вторая за второй день! раньше за весь поход не сыщешь). Там нас застаёт обед. Пока вода грелась немного прогулялись по ней, но там оказалось слишком грязно, и мы брезгливо возвращаемся. Кстати, полно бараньих следов, видимо они там ночуют что ли?







После штольни сразу начинается скотогонная тропа, одеваем лямки на рюкзаки и начинаем пешку. Лично мне вторая пешка всегда даётся легче первой, поэтому стараюсь не останавливаться, делая короткие передышки по 30 сек - минуте. Так мы не замечаем как от нас всё сильнее и сильнее отстаёт Антон. Ладно бы ещё тропа одна была, так там несколько мест, где тропы расходятся.

В общем Санёк идёт искать Антоху, я что бы не замёрзнуть начинаю уже просто челночить по отдельности рюкзак, потом вел, Никитос любуется природой.

Оказывается Антон куда то не туда свернул и шёл в другом направлении, пока его Санёк не наставил на путь истинный. В целом времени потеряли час или чуть больше. Благо до первого перевала оставалось с километр пологого траверса.

На самом перевале всё заболочено, наступать приходится аккуратно. Делаем пару фоток на память и движемся в сторону Боровцека, время уже около 18 вечера.







Однако спустившись вниз натыкаемся на шикарнейшее место для ночёвки и, к счастью, решаем воспользоваться золотым правилом - "если вечером проходишь рядом с хорошим местом для ночевки, а ходовое время ещё есть - лучше остановиться в этом хорошем месте, а то следующее может оказаться не близко". Собственно так и получилось: если бы мы продолжили подниматься на Боровцек, то пришлось бы ещё далеко спускаться до воды, и не факт что место под палатку нашли бы нормальное.




Самая высокая ночевка - высота 2950 м. Вдалеке виднеется огромный водопад, рядом течёт чистейшая ледяная речка, в которой едва успеваю искупаться и начинается град. Благо палатка поставлена, еда почти готова. Температура за бортом около 0 - самая холодная ночевка.


День 5

Утром погода была хорошей. Чистое синее небо разбавленное небольшими облаками и выглядывающее из за хребтов солнце. Позавтракали, собрались и снова в путь.

До перевала Боравцек оставалось совсем немного, к тому же весь путь до седловины еще проглядывались остатки дороги. В свое время советсткая власть любила притворять в жизнь масштабные проекты. Вот и в этом месте обнаружилась большая ржавая цистерна и остатки трубопровода, который доставлял воду в окрестные коши (как нам рассказали позже). Правда, учитывая наличия практически повсеместно родников, такая затея показалась нам не слишком понятной.




На перевале погода резко переменилась и все окрестности заволокло пришедшим из долины облаком. Дорожную полку на самом перевале уже было не видать, так же как и нас первых километрах спуска. А множество следов от перегоняемых стад скота не давал четкого представления о нужном направлении движения. Поэтому стали спускаться по нарисованному дома треку. Около километра пришлось идти по жидкой каменистой сыпухе, которая в любой момент могла стать небольшим селем. Потом вышли на альпийские луга с обильной примесью камней и снежниками.


Еще через некоторое время абсолютно неожиданно наткнулись на остатки старой дороги, по которой тут же попробовали ехать - получилось=) Туман по прежнему закрывал нам весь обзор местности, а дорожная полка местами пропадала, поэтому в итоге мы ее потеряли и вышли на место брода небольшой реки скорее всего не совсем там где нужно. Однако воды было не много и преодоление этого препятствия прошло без проблем.




После брода пошел траверс на небольшой перевальчик высотой 2680м. Дороги уже не было, но периодически попадалась тропа с кучей следов животных отходов. На перевал вышли по прежнему в тумане. Появилась четкая тропа, по которой мы начали спускаться. Сначала можно было ехать, но потом перед нами оказались огромные рододендронные поля, а велосипед не мог через них проехать, не задевая. К тому же сильно мешали камни.



К обеду впереди, на огромной полке на склоне мы обнаружили кош и огромное стадо овец. Хозяивами оказали радушные балкарцы, которые предложили нам разделить с ними трапезу. Мы согласились. Ребята сюда пришли только вчера, взамен предыдущей смены. А вообще все местные овцы принадлежат разным хозяевам и каждый по неделе в году следит за ними в пастбищах. За трапезой не обошлось без 3-х тостов, но к непьющему Никите претензий никаких не было.

Через пару часов распрощавшись с хозяевами мы по тропе продолжили движение вниз. Местами можно было ехать.

В главном ущелье уже идет дорога, на которую мы в итоге и попали. Нам по прежнему вниз. Дорога хоть и сильно каменистая, но вполне приятная. К тому же окрестные виды вполне живописны.

Постепенно дорога сначала заходит в узкое ущелье, а потом выходит на равнину. Склоны окрестных гор постепенно выполаживаются и мы въезжаем в Ташлы-Талу. Немножко закупаемся в магазине, отказываемся от приглашения на свадьбу и встаем на стоянку в живописнейшем лесу через пару километров после поселка.









Дни 6-7

Что тут можно сказать?) Сплошная асфальтовая пилежка=) В Лескене забросились последним осетинским пирогом и потом до Нальчика при боковом ветре выдали среднюю скорость 30 км/ч. А в городе пообедали и снова вперед. Правда уже не так быстро ибо ветер после изменения направления стал встречным. Перед Пятигорском чуть было не встали на соленом озере, но вовремя обратили внимание на полное отсутствие жизни в его окрестностях. Правда запрещающие таблички тоже наводили на подобные мысли, но мы им не поверили)) Пришлось проехать еще 10км и встать на искусственном озере около небольшого поселка.

14-го июня нам оставалось лишь в расслабленном темпе доехать до Кисловодска, где мы как обычно планировали немного покататься в парке, погулять, покушать и с чистой совестью сесть на поезд. Процедуру перемещения мы осуществили часа за 3 и с усердием приступили к культурной программе.

А потом все поехали по своим делам=) Игорь и Антон домой, Саша в Тихорецк к родне, а Никита отправился дальше в одного искать приключения на мягкие ткани к черноморскому побережью.








1 комментарий:

  1. «Проще говоря, Бенджамин Ли - самый приятный человек и лучший кредитный специалист в его службе. На протяжении всего процесса обновления нашего бизнеса у нас была очень ухабистая дорога из-за нехватки средств. Г-н Бен всегда был в курсе всех сторон, чтобы убедиться, что все идет по плану, чтобы уложиться в наш сжатый срок для закрытия нашего кредита. Мы ценим все, что он для нас сделал, и настоятельно рекомендуем его и его кредитную компанию всем, кто хочет получить финансирование. Еще раз спасибо, мистер Бен.
    Свяжитесь с г-ном БЕНом по: 247officedept@gmail.com Также в Whatsapp: + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить